АПА-5Д

Аэродромным пусковым агрегатом АПА принято называть установку, смонтированную на шасси грузового автомобиля и питающую энергией бортовые системы запуска двигателей летательных аппаратов на земле. Модель АПА-5Д используется для электростартерного запуска одного или более авиационных двигателей летательных аппаратов. В наземных условиях она используется для питания бортовой электроаппаратуры воздушных судов.

Модификации:

В настоящее время предусмотрено три модификации АПА-5Д:

  • АПА-5 (АПА-4ГМ) на шасси Урал-375Д (базовая конфигурация);
  • АПА-5Д на шасси автомобиля Урал-4320;
  • АПА-5ДМ (модернизированная конфигурация).

Производство агрегата было налажено еще в 60-х годах XX века на Жуковском машиностроительном заводе, сначала модель представляла собой усовершенствованную версию АПА-4Г. Поставлялся АПА-5Д изначально на шасси Урал-375Д со следующими характеристиками:

  • Напряжение переменного трехфазного тока частотой 400 Гц — 208В и 36В;
  • Напряжение переменного однофазного тока частотой 400 Гц — 120В и постоянного — 28,5В.
  • На сегодняшний день существует модернизированное решение устройства — АПА-5ДМ, который выпускается на шасси автомобиля Урал-4320 с двигателем ЯМЗ-236/238. На установке предустановленны генераторы ПР600х2 (для постоянного тока) и ГТ60ПЧ6А (переменного трехфазного тока).

Устройство:

В кузове, который смонтирован на раме базового автомобиля, находится двухколлекторный генератор (постоянный ток, смешанное возбуждение) ПР-600×2 (28,5 В), 8-полюсный синхронный (без щеток) генератор переменного трехфазного тока (могут использоваться ГТ40П46 или ГТ60ПЧ8АТВ, их характеристики - 208 В, 400 Гц), а также трансформатор ТС315СО4Б. По бокам кузова находятся две поворотные консоли-стрелы для подачи и укладки кабеля. На выдвижной раме — две аккумуляторные батареи 12-АСА-145.

Источником энергии является двигатель автомобиля. Регулирование подачи топлива в него осуществляется автоматически и зависит от количества потребляемой мощности.

Крутящий момент передается через особый механизм - коробку отбора мощности - с помощью карданного вала по направлению к раздаточной коробке. От соответствующих валов ее работает генератор ГТ40П46, в кузове предусмотрен вентилятор для охлаждения его. Частота переменного тока постоянно поддерживается в требуемых пределах, за это отвечает блок стабилизации частоты. Имеется и еще один подобный блок, он предназначен для регулирования напряжения и обеспечивает стабилизацию напряжения генератора. Преобразование постоянного тока в переменный однофазный с показателями 120 В и 400 Гц осуществляется электромашинным преобразователем. За понижение напряжения до 37 В отвечают два силовые трансформатора Т-1,5/0,2.

Управляется система при помощи пульта, расположенного в кабине водителя. Для обеспечения связи также имеется радиостанция. Передний бампер автомобиля оснащен сцепным устройством для буксировки летательного аппарата.

Подготовка и запуск в работу

АПА-5Д устанавливается вблизи обслуживаемого воздушного судна с учетом максимально безопасного расстояния и в обязательном порядке заземляется. После этого сцепление отключается и ставится на стояночный тормоз.
Следующим этапом является подготовка агрегата к работе. Для этого в панели управления выбирают режим работы АПА-5ДМ. Включают приводы генератора при помощи четвертой передачи. Нажатием на педаль газа открывают дроссельную заслонку и фиксируют ее специальным зажимом. Наличие и сила тока отображаются на амперметре.
Если все показатели в норме, и агрегат работает нормально, можно подключать кабеля к разъемам летательного аппарата. Возможно подсоединение двух ЛА (режим группового запуска). 

С помощью электроагрегата АПА можно производить следующие операции:

  • одиночный или групповой электростартерный запуск авиационных двигателей в пежимах «Запуск 24 В», «Запуск 24/48 В» с переключением источника тока с 24 на 48 В, как на электроагрегате, так и на летательном аппарате;
  • одиночный электростартерный запуск авиационных двигателей в режиме «Запуск 70 В» с плавным повышением напряжения от 0 до 70 В;
  • одиночное и групповое питание бортового электро­оборудования летательных аппаратов постоянным током напряжением 28.5 В, переменным однофазным током напряжением 120 В частотой 400 Гц, переменным трехфазным током напряжением 208 В с выведенной силовой нейтралью и напряжением 37 В без силовой нейтрали частотой 400 Гц;
  • буксировка самолетов.

Шасси УРАЛ-4320

Длина

Ширина

Высота

Масса полностью заправленной установки, кг

7570

2580

2400

11000

Обслуживающий персонал, чел

1

Основные источники электроэнергии

Генератор постоянного тока типа ПР600х2, шт.

21

Номинальная мощность генератора, кВт

34

Номинальное напряжение, В

28,5

Генератор 3-х фазного переменного тока типа ГТ40П46, шт.

1

Номинальная мощность генератора, кВт

40

Номинальное линейное напряжение, В

20

Номинальный ток, А

111

Суммарная отдаваемая электрическая мощность электроагрегата при совместном питании потребителей постоянным и переменным током, кВт, не более

45

Надежность электроагрегата: Средняя наработка на отказ, ч.

300

Технический ресурс при двух капитальных ремонтах:

Первый ремонт

Через 4000 час.

Второй ремонт

Через 3200 час.

Срок сохранности в законсервированном виде, лет

5

Поделиться